Бюджетное право        12 ноября 2018        41         0

Налоговые льготы справедливость и эффективность

В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Принцип справедливости налогообложения и налоговые льготы

После отмены крепостного права с конца 19 века экономика Российской империи начала процесс быстрого перехода на современные ей рыночные отношения, которые сопровождались стремительным развитием форм экономических взаимоотношений граждан с государством. Росло число собственников и предпринимателей в промышленности и сельском хозяйстве. Проводится налоговая реформа империи — ПРОГРЕССИВНЫЙ налог по принципу «больше заработал – больше отдал» на доходы физических лиц и предприятий постепенно заменяется на ФИКСИРОВАННУЮ СТАВКУ НАЛОГА по принципу «больше заработал – больше накопил». Налоговая система с преимущественно фискальной функции перестраивается на стимулирующую.

Налоговые льготы справедливость и эффективность

Среди элементов налогового механизма, без которого невозможно установление практически ни одного налога, особое место занимает налоговая льгота, способная одновременно влиять как на положение налогоплательщика, так и на величину налоговых доходов бюджетов всех уровней.

Реализация принципа справедливости и экономической эффективности через механизм налоговых льгот налога на доходы физических лиц

Основным признаком справедливой налоговой системы являются льготы, представляющие собой определенные преимущества (освобождения, скидки, отсрочки и т.д.) при исчислении и уплате налоговых платежей. Однако некоторые ученые настаивают на их максимальном сокращении, так как «льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других». Кроме того, льготы «становятся лишь одним из способов уклонения от уплаты налогов», часто приводят к «неэффективному использованию средств налогоплательщиков, усложняют технологию взимания налога».

Налоговые льготы справедливость и эффективность

Принцип гибкости предполагает автоматическое реагирование на изменение экономических условий. Этот принцип реализуется с помощью системы встроенных стабилизаторов, предусматривающих зависимость уровня налогообложения от величины доходов, имущественного положения, уровня и структуры потребления, от роста цен и т.д.

Налоговые льготы справедливость и эффективность

Из проведенного обзора литературы следует, что ни одно из направлений исследований оптимизации налоговой политики с учетом ее справедливости и эффективности не привело к созданию законченной методики функционирования системы «справедливость — эффективность».

ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАН МИРА

Трудно оспаривать справедливость того, что человек, который чаще ходит в кинотеатр, платит за билеты большую сумму, чем любитель полежать на диване перед телевизором. Аналогично человек, который извлекает большую выгоду из пользования общественным благом, должен нести и основные издержки, связанные с его предоставлением, в сравнении с индивидом, не испытывающим в нем особой необходимости.

Налоги и справедливость

Формирование налоговой системы неразрывно связанно с развитием государственности. Совокупность отношений об установлении размера налога, а так же его взимании есть система налогообложения. Ее экономическая сущность заключается в создании источника финансирования государственного аппарата управления, а так же обеспечение бюджета страны для решения определенных социальных и экономических нужд общества.

Еще почитать:  Какие документы нужны для оформления пособия по уходу за ребенком инвалидом

Применение и эффективность налоговых льгот

Среди элементов налогового механизма, без которого невозможно установление практически ни одного налога, особое место занимает налоговая льгота, способная одновременно влиять как на положение налогоплательщика, так и на величину налоговых доходов бюджетов всех уровней.

Анализ подоходного налогообложения с точки зрения соотношения социальной справедливости и экономической эффективности

С 2019 года региональные органы власти вправе устанавливать на своей территории для малых предприятий — плательщиков ЕНВД и УСН еще более низких налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Например, по ЕНВД налоговая ставка может быть снижена до 7,5%, а на УСН — до 1%.

Влияние налоговых льгот на эффективность предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [17, с. 16]. Налоги служат основным источником доходов государства, которое в свою очередь расходует их на благо населения страны. Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство может прибегнуть к дополнительной эмиссии денег в обращение. Однако это связано с тяжёлыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьёй доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных поступлений.

Налоговая система и налоговая политика: проблемы эффективности и социальной справедливости

Налоговые льготы можно разделить на следующие группы: личные и для юридических лиц;общеэкономические и социальные налоговые льготы; и внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и общеэкономические льготы.Любые льготы несут одновременно отрицательные последствия для государства и положительные для лиц, которым она предоставляется. Так для государства это уменьшение доходов от сбора налогов, а для лиц, которым она предоставлена — возможность повысить свое благосостояние. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую — во время экономических кризисов.

Налоговые льготы (Tax benefits)

Как можно видеть, вклад отдельных налогов и платежей налогового характера в консолидированный бюджет весьма неравномерен: почти 90% администрируемых ФНС доходов дают пять налогов. Подчеркнем также, что региональные налоги в сумме дают менее 6% всех налоговых доходов, а местные налоги — около 1,5%. Подобная диспропорция в пользу федеральных налогов делает неизбежным значительное перераспределение финансовых ресурсов в рамках межбюджетных отношений. И действительно, лишь 10% расходов субъектов РФ и 5% местных покрываются за счет соответствующих налогов.

Еще почитать:  Сколько действителен паспорт после замужества

Налоги в бюджетной системе Российской Федерации

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо для проведения предварительного обследования и анализа эффективности налоговых льгот образовать временную специализированную группу, в состав которой должны войти как представители исполнительных органов, так и представители научного сообщества и предпринимателей. Альтернативой может быть проведение данной работы несколькими исследовательскими группами по заказу правительства РФ. Возлагать подобную работу на какое либо министерство или ведомство нецелесообразно, поскольку они выполняют возложенные на них свои, специфические функции, и подобные поручения, как показывает опыт, выполняются достаточно формально и в результате по существу не решают поставленных задач. В последующем необходимо поводить регулярный, с цикличностью в 5—7 лет мониторинг и аудит эффективности предоставления и расходования налоговых льгот. Они являются явными исключениями из исходных данных налоговой системы, дополнительными вливаниями в экономику и прямыми сокращениями доходов государства. Думается, что указанные значительные финансовые ресурсы непременно должны быть предметом аудита эффективности, а потому к их расходованию должны предъявляться те же требования, что и к прямым ассигнованиям из бюджета. Действительно, в настоящее время, когда бюджетополучатели имеют достаточно широкие права в использовании бюджетных ассигнований, весьма важно установить, достигнуты ли цели предоставления этих средств, потрачены ли они с соответствующей эффективностью? В связи с этим, по нашему мнению, налоговые льготы должны отражаться в расходах соответствующего бюджета при его утверждении и исполнении. К слову сказать, отражение налоговых льгот в бюджете в форме «налоговых расходов» или «налоговых субсидий» используется уже на протяжении нескольких десятилетий в практике бюджетного планирования наиболее развитых западных стран. Постепенно понятие «налоговых расходов» или «налоговых субсидий» вместо «налоговых льгот» стало более широко применяться в научных исследованиях и российских ученых — экономистов. В условиях закрепления налоговых льгот в расходной части соответствующего бюджета станет возможен аудит эффективности их предоставления, поскольку каждая налоговая льгота будет иметь строго целевое предназначение.

Эффективность налоговых льгот в российской налоговой системе: методологические проблемы оценки, пути решения

Новый акцент в понимании налоговой льготы сделала судебная практика. По мнению ВАС Российской Федерации, с которым согласилось Министерство финансов Российской Федерации [14], освобождение от уплаты налога относится к категории льгот только в том случае, если оно нацелено на предоставление преимуществ одних категорий лиц по сравнению с другими. Если же налоговые преимущества являются частью специальных правил налогообложения, налоговыми льготами они не являются [15].

Понятие, признаки налоговых льгот