Бюджетное право        10 сентября 2018        35         0

Форма собственности публичная это

На земельные участки публично-правовых образований также могут претендовать частные лица. Приобретение прав на наделы может осуществляться в рамках торгов. Участки приобретаются в собственность или аренду. Кроме того, находясь в собственности публично-правовых образований, земля предоставляется в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным и государственным учреждениям и организациям.

Собственность публично-правовых образований: права, формы, закон и особенности

Ключевым отличием отношений публичной и частной собственности является то, что в первом случае объекты могут использоваться исключительно в соответствии с целевым назначением. Оно, в свою очередь, заключается в обеспечении исполнения образованиями социальных функций, возложенных на них в соответствии с законом.

Муниципальное владение вовсе не разновидность государственного, потому что муниципальные публично-правовые образования отличаются от таковых, выделяемых в государственном субъекте. Однако как собственник, муниципальное образование строится по той же модели.

Земельный участок

В РФ государство – публично-правовое образование, которое считается особым субъектом права, стоящим в одном ряду с физическими и юридическими лицами. По установленному законодательству государство может играть роль владельца недвижимости и другого имущества. Владение государства тем или иным объектом выражается в частной и публичной форме. Для второй субъекты имеют ряд особых полномочий, по которым они принимают нормативные акты о порядке осуществления их права собственности. Они осуществляют это право в интересах общества и народа.

Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования — собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы ( ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК), что не делает их собственниками соответствующего имущества1.

Форма собственности публичная это

В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником). Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

К установлению указанных институтов привёл долгий период развития и трансформации советской правовой системы. До 1978 исключительным собственником на землю признавалось государство. С принятием конституции, земля, недра стали считаться «народным достоянием», тем самым провозгласив публичную собственность населения конкретной территории. Советская концепция не смогла реализоваться в жизни граждан: фактически государство владело, управляло и распоряжалось землёй, передавая народу лишь одно правомочие – пользоваться на условиях установленных властью.

Что такое форма собственности публичная

Поворотным моментом стало принятие новой конституции 1993 года, провозгласившей равенство прав собственников на землю, частично передав её в частные руки. Земля стала предоставляться на праве пожизненно – наследуемого владения (сейчас такого права не существует) и постоянного пользования. С принятием Земельного кодекса РФ государство определило следующие виды предоставляемых прав: собственность, аренда, безвозмездное пользование, постоянное пользование.

Еще почитать:  Как считается среднемесячная заработная плата работников

Публичная форма собственности — это принадлежность объекта недвижимости к публично-общественному образованию, которым является все государство в целом, конкретный субъект федерации или муниципалитет. Поэтому многие Московские постройки, находящееся в публичной собственности, иными словами принадлежат государству. И чтобы перевести их в разряд собственности частной, требуется провести процедуру приватизации. Только так ваша квартира сможет стать по-настоящему вашей.

Что такое публичная форма собственности

У таких московских квартир существует всего два минуса, которые для многих являются серьезными. Во-первых, данную недвижимость нельзя продавать, дарить, менять и тд. Собственником ваших квадратных метров является государство, и только оно может решать судьбу жилья.

К примеру, при отчуждении имущества муниципального или государственного вида в частный вид собственности в ходе приватизационного процесса, от имени владельца и с учетом положения о приватизации предприятий муниципального или госзначения, действуют управляющие имуществом фонды и комитеты.

Что означает публичная форма собственности земельного участка

Наделяться правомочиями собственника (муниципального образования), выступая от его имени в рамках ограниченной компетенции, могут определенные органы, согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса, но перенять полностью права собственника конкретного имущества они, все же, не могут.

Публичная собственность – важное направление для обеспечения безопасности населения, удовлетворения всех потребностей, присутствующих в обществе в настоящее время. Без соответствующей технической, материально-финансовой базы проблему невозможно было бы решить.

PRO новостройку 7 (499) 653-64-91 (Москва)

Согласно действующему законодательству, государство – особенный, полностью автономный субъект, похожий по своему устройству на юридические и физические лица. Благодаря такому правовому статусу государство и играет роль самостоятельного субъекта по праву собственности.

Исчерпывающие перечни оснований приобретения права собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на земельные участки содержатся соответственно в статьях 17, 18 и 19 Земельного кодекса РФ. Так, в федеральной собственности находятся земельные участки:

Тема 3 Право публичной собственности на землю

отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землями фонда перераспределения земель;

К гражданско-правовому статусу публичных образований, при участии их в имущественных отношениях, применяются нормы, регулирующие участие в данных отношениях юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов 3 .

Еще почитать:  Как оплатить земельный налог

Понятие и содержание права публичной собственности на землю

В литературе встречается мнение, что три правомочия, рас­смотренные выше, не раскрывают до конца содержание права государственной собственности и их необходимо дополнить правомочием управления 16 . Ряд ученых считает, что право государственной и муниципальной собственности имеет тоже содержание, что и право частной собственности, а управление не следует рассматривать как особое правомочие публичного собственника, иначе говоря, управление является только одной из форм осуществления права собственности 17 . Это точка зрения ученых-цивилистов, однако, среди представителей земельного права встречается аналогичный подход к данной проблеме, в частности, А. А. Забелышенский отмечает, что учет земель, планирование их использования, землеустройство, земельный контроль являются функциями государственного управления земельным фондом, элементами компетенции соответствующих государственных органов, осуществляющих управление и, следовательно, нет необходимости в конструировании специального четвертого правомочия в содержании права публичной собственности на землю – права управления 18 . Подводя итог, скажем, что управление представляет собой вид исполнительно- распорядительной деятельности, особую форму реализации правомочий владения, пользования и распоряжения собственником, наделенным властными полномочиями. Отметим, что и в указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» 19 (далее – Указ от 9 марта 2004 г.) под термином «управление» понимается деятельность государственных органов власти по осуществлению полномочий собственника в отношении федерального имущества (в отношении земли – это Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, к которому на основании выше упомянутого Указа перешли функции упраздненного Министерства имущественных отношений РФ). Однако, на наш взгляд данный подход несколько узок, так как управление – это в целом вид исполнительно-распорядительной деятельности государства, который присущ не только такому виду федерального органа исполнительной власти как агентство, но и иным, перечисленным в Указе о системе и структуре ФОИВ – министерствам, осуществляющим нормотворчество, и службам, наделенным полномочиями по контролю и надзору, представляющие собой также функции управления. Следовательно, управление публичной собственностью не охватывается правомочием распоряжения, но в некоторых случаях они могут пересекаться.

Например, наниматель не вправе продать государственное (публичное) жилье от своего имени и получить от этой сделки прибыль. Нарушая обязательные требования Жилищного кодекса РФ, наниматель может быть выселен на вполне реальных основаниях, без предоставления другой жилой площади. Собственниками являются ведомства или муниципальные органы власти.

Право публичной собственности — понятие на простом языке

Если вы успели заметить, в приведенном перечне легко улавливается некая иерархия, в которой главную позицию занимает государство, сохраняя тем самым прежний статус обладания правом на все стратегически важные объекты недвижимости, в том числе земельные участки.