Административное право        10 сентября 2018        87         0

Инвентаризация при смене мол

Руководству организации надлежит обеспечить условия и оказать необходимое содействие в проведении рассматриваемой операции для получения наиболее объективного и полного результата инвентаризации. С этой целью ему (по мере необходимости) следует предоставить членам комиссии соответствующих работников, измерительные приборы и т.п. Очевидно, что в случае отсутствия у комиссии при проведении инвентаризации МОЛ возможностей для полного подсчета и измерения материальных ценностей ее результаты вряд ли можно считать объективными.

Инвентаризация при смене материально ответственного лица

Если по результатам инвентаризации после увольнения материально ответственного лица выявлена недостача материальных ценностей или иного имущества в пределах установленных норм, то она учитывается в составе материальных расходов. Периодом признания расходов признается период, в который обнаружена такая недостача.

  1. Наименование организации и ее реквизиты.
  2. Основание для сбора комиссии и проведения инвентаризации – приказ, постановление или распоряжение.
  3. Состав комиссии с указанием должностей сотрудников и полных ФИО.
  4. ФИО руководителя организации.
  5. ФИО и должности ответственных сотрудников – передающего имущество и принимающего.
  6. Перечень наименований товаров или иных ценностей, передающихся на хранение.
  7. Период проведения проверки.

Акт о приеме передаче при смене материально ответственного лица

  1. Руководитель составляет приказ или распоряжение о проведении ревизии в связи со сменой МОЛ.
  2. Заведующий имуществом сотрудник временно передает все ценности в бухгалтерию или участникам комиссии. При этом работодателю предоставляется расписка о факте передачи, а также о том, что все поступившее имущество поставлено на приход, а выбывшие ценности – списаны.
  3. Руководитель формирует инвентаризационную опись имущества и/или акт.
  4. В день смены МОЛ происходит пересчет и проверка ценностей, данные процедуры отображаются в акте и передаются главному бухгалтеру и руководству предприятия.

Обращаем внимание, что новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон), вступление в силу которого ожидается с 01.01.2013, не содержит конкретного перечня ситуаций, при которых обязательно проведение инвентаризации, в отличие от п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ. Инвентаризации активов и обязательств посвящена ст. 11 Закона. Отметим, что обязательное проведение инвентаризации активов и обязательств сохранено, но только в случае, когда это устанавливается законодательством Российской Федерации, национальными и отраслевыми стандартами (часть 3 ст. 11 Закона). Так, например, такое требование содержится в п. 1 ст. 561 ГК РФ при определении состава и стоимости продаваемого предприятия. Следовательно, требование об обязательности проведения инвентаризации сохраняется в случае продажи предприятия.

Инвентаризация при смене материально ответственного лица

В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) при смене материально ответственных лиц в организации обязательно должна проводиться инвентаризация. Закон не определят, что именно следует подразумевать под сменой материально ответственных лиц, поэтому и изменение состава таких лиц, по нашему мнению, следует оценивать как смену материально ответственного лица.

Инвентаризация при смене материально-ответственных лиц проводится в следующем порядке. В первую очередь руководитель учреждения издает приказ о проведении обязательной инвентаризации. В нем содержатся ее причины, состав комиссии (с выделением председателя), сроки проведения, а также перечень ценностей, доверенных указанному материально-ответственному лицу (МОЛ).

Инвентаризация при смене материально-ответственных лиц в учреждениях госсектора

  1. Компенсировать выявленные недостачи за счет виновных лиц.
  2. Списать недостачи на результаты деятельности госучреждения (согласно полномочиям руководителя).
  3. Назначить расследование в отношении выявленных недостач.
  4. Отразить излишки в учете по соответствующим счетам.

При смене материально ответственного лица по любой причине (например, при увольнении, уходе в отпуск) обязательно проводится инвентаризация имущества (ОС, МПЗ), которое было ему вверено (ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 27 Положения по бухучету N 34н, п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации).

КАК ПРОВЕСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ ПРИ СМЕНЕ МАТЕРИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА

По окончании проверки материально ответственные лица (тот, кто сдал имущество, и тот, кто принял) расписываются в том, что проверка проведена в их присутствии, а также соответственно в сдаче и получении ценностей по описи (п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации).

Еще почитать:  Образец договора купли продажи 2018

Что касается оформления, то тут составители приказа также вольны выбирать: делать его в рукописном варианте или печатном. Только во втором случае приказ надо распечатать. Для распечатки подойдет как простой лист бумаги, так и бланк с нанесенными на него реквизитами и логотипом фирмы.

Приказ о смене материально-ответственного лица

Для этого информацию об их издании необходимо фиксировать в специальном документе – журнале (как правило, лежит он или у секретаря или у другого ответственного работника). Сюда достаточно внести название и номер приказа, дату его выпуска. В случае надобности эти данные помогут не только доказать факт создания распоряжения, но и оперативно и без проблем его отыскать

8. Материально ответственным лицам до начала инвентаризации проверить наличие и состояние объектов основных средств и материальных запасов по местам их хранения, 30 октября 2014 года представить в комиссию расписку в том, что все поступившие основные средства и материальные ценности оприходованы, выбывшие – списаны, все первичные документы по ним сданы в финансовый отдел.

Образец приказа о проведении инвентаризации

4. Для проведения инвентаризации денежных средств на лицевых счетах в УФК по Липецкой области, расчетов с поставщиками и подрядчиками и другими дебиторами и кредиторами по обоснованности сумм, числящихся на счетах бюджетного учета … … . (перечисляют), по администрируемым доходам в разрезе кодов бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации, назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе:

Привлечение к полной материальной ответственности работника означает, что он обязан возмещать работодателю прямой действительный ущерб в полном размере недостачи вверенных ему ценностей (ст. 242 ТК РФ). Для привлечения работника к полной материальной ответственности необходимо выполнение следующих условий:
1. Наличие правомерно заключенного договора о полной индивидуальной материальной ответственности и отсутствие обстоятельств, исключающих такую ответственность. Подобные договоры могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Что делать в случае отказа или уклонения работника от подписания договора? Если выполнение обязанностей по обслуживанию материальных ценностей является основной трудовой функцией работника, то отказ от заключения данного договора следует рассматривать как неисполнение трудовых обязанностей. На такого работника работодатель вправе наложить дисциплинарное взыскание за неисполнение (ненадлежащее исполнение) трудовых обязанностей в порядке, установленном ст. 193 ТК РФ, а при дальнейшем уклонении от заключения договора уволить по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
В ряде случаев, перечисленных в ст. 243 ТК РФ, возможно привлечение работника к полной материальной ответственности и при отсутствии соответствующего договора. Например, при умышленном причинении ущерба, причинении ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в результате преступных действий работника, установленных приговором суда.
Заключение договора о полной материальной ответственности возможно не только с отдельным работником, но и с целым коллективом (бригадой) — это коллективная материальная ответственность, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба (ст. 245 ТК РФ). Решение работодателя о введении полной коллективной материальной ответственности нужно оформить приказом, с которым каждый член коллектива (бригады) должен быть ознакомлен под подпись. На основании такого приказа все эти работники подписывают единый договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности.
Еще один важный момент: договор о полной материальной ответственности может быть заключен не со всеми работниками, а лишь с теми, которые занимают должности, перечисленные в Перечне должностей и работ, утвержденном Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85. Например, с кассирами, контролерами, заведующими складами и их заместителями.
Учтите, несоблюдение работодателем правил (порядка и условий) заключения договора о полной материальной ответственности исключает материальную ответственность работника (Апелляционные определения Иркутского областного суда от 21.08.2013 по делу N 33-6679/13, Новгородского областного суда от 23.05.2012 по делу N 2-67-33-742, Белгородского областного суда от 26.03.2013 по делу N 33-1060, от 26.03.2013 по делу N 33-1003, Кассационное определение Псковского областного суда от 17.01.2012 по делу N 33-93).
2. Товарно-материальные ценности должны быть переданы лицу на основании специального письменного договора или по иному разовому документу (акту приема-передачи, инвентаризации и т.д.) — такое требование предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 243 ТК РФ. Несоблюдение данного требования может стать в суде основанием для отказа работодателю в возмещении ущерба работником (Определение Ленинградского областного суда от 16.02.2011 N 33-779/2011).
3. Недостача должна быть установлена и зафиксирована документально, с соблюдением процедуры проведения инвентаризации. Иначе суд не удовлетворит иск работодателя (Кассационное определение Пермского краевого суда от 21.12.2011 по делу N 33-12915, Определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22.07.2014, Апелляционное определение Курганского областного суда от 10.07.2014 по делу N 33-2037/2014). Если недостача установлена должным образом, то даже расторжение трудового договора не освобождает работника от материальной ответственности за вред, причиненный работодателю (ст. 232 ТК РФ). И после увольнения он обязан полностью погасить свои долги.
4. Наличие вины работника и обеспечение работодателем надлежащих условий хранения ТМЦ (ст. ст. 233, 239 ТК РФ). Так, если неисполнение работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику, послужило причиной возникновения ущерба, то в возмещении ущерба может быть отказано (Апелляционные определения Красноярского краевого суда от 06.08.2014 по делу N 33-7524/2014, Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09.07.2014 по делу N 33-2235/2014).

Еще почитать:  Могут ли приставы арестовать холодильник который в кредите

Нюансы увольнения материально ответственного лица (Каменная Ю

При обнаружении недостачи ТМЦ должно быть проведено служебное расследование для установления причин утраты ценностей (ст. 247 ТК РФ). Для этого рекомендуем оформить:
— приказ о создании комиссии с участием соответствующих специалистов и о проведении служебного расследования по результатам инвентаризации;
— акт по результатам служебного расследования, подписанный всеми членами комиссии, с которым следует ознакомить работника под личную подпись;
— письменное уведомление работника о даче объяснений с его личной подписью. Если он отказывается от подписания уведомления, нужно зачитать его работнику вслух в присутствии двух свидетелей и составить об этом акт. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от представления такого объяснения по данному факту также составьте акт.

Именно руководитель определяет персональный состав инвентаризационной комиссии, а также срок осуществления проверки, указав эту информацию в соответствующем приказе. Стоит отметить, что создание такой комиссии – дело предельной важности, поскольку отсутствие даже одного из её членов позволит признать результаты проведённой проверки недействительными.

То, без чего не удастся сменить работника правильно! Образец приказа о смене материально ответственного лица

Этот документ содержит перечень всех ценностей, находящихся под ответственностью сменяющегося работника, их учётное количество, покупную цену и рыночную стоимость. Помимо этого, в акте необходимо отобразить реквизиты приёма и сдачи учтённого имущества и дату, когда было подтверждено наличие ценностей.

  • Издается приказ руководителя с указанием конкретных дат и укомплектованной комиссии;
  • Бухгалтер учитывает все представленные приходно-расходные документы и выводит остатки по позициям имущества, за которые ответственен сдающий дела кладовщик, формируя инвентаризационную опись в части документально подтвержденных остатков;
  • Комиссией проводится инвентаризация путем сплошного пересчета, взвешивания и измерения имеющихся ценностей (МЦ). Если сплошным порядком измерить объем передаваемых материалов нельзя, пересчитывают выборочно. Так бывает, например, когда происходит смена мастера в строительстве, при передаче незавершенных объектов, где произвести сплошной подсчет невозможно в силу больших объемов производства;
  • По окончании инвентаризации в опись вносится информация о действительном наличии МЦ, и сличаются итоги.

Инвентаризация при смене материально-ответственного лица

Увольнение материально ответственного лица без проведения инвентаризации не предусматривается трудовым законодательством. Закон «О бухучете» обязывает проводить инвентаризацию при смене МОЛ. И, хотя ТК РФ не установлен обязательный порядок, предполагается, что инвентаризация (рассматриваемая, кстати, и как проверка работы МОЛ) должна осуществляться до увольнения сотрудника, поскольку принудить уволившегося работника к передаче дел будет уже неправомерным.